Таинственные линии в перуанской пустыне НаскаВ Перу посреди каменной пустыни вырисовывается миллион таинственных линий, которые, соединяясь, образуют изображения 60 различных животных и растений, также более 400 странных геометрических фигур (спирали, прямоугольники и трапеции). Это знаменитые геоглифы (то есть гигантские рисунки на поверхности земли) на плато Наска, датированные 1 веком нашей эры.
Гигантские геоглифы разбросаны в районе 520 квадратных километров по каменистой пустыне Наска в Перу, между городами Писко и Мольендо. Больше всего их над долиной реки Инхенио. На эти древние изображения указывает еще один таинственный рисунок — гигантский трезубец, выбитый скале у городка Паракас. Все геоглифы словно выцарапаны на поверхности твердого грунта. Когда находишься близко, с высоты человеческого роста невозможно понять что же это за линии. Эти линии складываются в рисунок, если смотреть на них с большой высоты. Только тогда перед глазами проявляются то птица, с размахом крыльев в 120 метров, то 180-метровая ящерица… Для нанских геоглифов характерно, что здесь нет ни одного изображения человека или чего-то с ним связанного. Это не типично ни для одной известной культуры. В основном, геоглифы — это геометрические фигуры и абстракции. Прежде всего, это просто вытянутые линии, длиной до 8 км, прямоугольники (самый большой имеет стороны 80 на 780 метров), много в пустыне, так называемых, «кнутовидных фигур» (например, треугольник с выходящей из вершины линией) и «центров» (точек, из которых в разные стороны отходят лучи). Причем некоторые линии, выходящие из фигуры с точностью показывают на центр рядом стоящей фигуры. Фигуры, которые изображают животных, — лишь малая часть всех геоглифов. Среди них есть обезьяна, ящерица, собака, рыбы. Есть изображение цветка и подобие дерева. Хотя самые популярные герои — это птицы. Некоторые из них изображены вполне достоверно, например, колибри, которые, к слову, в этих районах не встречаются. Некоторые ученые отмечают, что если соединить все центры геоглифов, то получаешь фигуру, подобную предыдущим. Если еще пару раз соединить центры уже новых фигур, то получаешь совершенно ровные пропорции — 4:5:6:7. Некоторые отожествляют их с порядковыми номерами планет (Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран). Наска богата не только таинственными геоглифами, но и необычными сооружениями. Например, вблизи плато были обнаружены многоступенчатые пирамиды. Самая большая из них — 45 на 75 метров. Невдалеке от плато, в Западных Кордильерах, найден еще один феномен — два лабиринта, спирали которых закручены в разные стороны. Захоронения древних индейцев и остатки их поселений обнаружены неподалеку от загадочных рисунков. Обнаружены рисунки совсем недавно. В 1926 году Альфред Кребе и Торибио Мехия обнаружили в пустыне эти странные линии. Только тогда они назвали их частью оросительной системы, хотя это не так. Несколько лет геоглифы воспринимались как совершенно сумбурно расположенные линии. Только ближе к 40-ым годам ХХ века выяснилось, что они складываются во вполне отчетливые рисунки. Таинственные изображения Наски получили широкую известность благодаря фотографиям, сделанным с самолета. Заслуга в этом принадлежит американскому историку Полу Косоку. До конца предназначение этих гигантских рисунков не известно, но, скорее всего, они были частью ритуалов, так как в местах пересечений линий были найдены груды камней, напоминающие жертвенники. Как, кто и, главное, зачем создавал геоглифы, неизвестно. На этот счет есть только предположения. Возраст геоглифов поддается лишь весьма приблизительной датировке. Тем более, установлено, что все рисунки создавались в разное время. Самые древние относятся к VI веку до нашей эры, а самые молодые — к 1 веку уже нашего времени. Дж. Никелль полагал, что мастера Наски начинали с создания уменьшенного «макета» своих изображений на небольшой поверхности. Остатки этих рисунков — своего рода эскизы — хорошо заметны рядом с некоторыми масштабными композициями. Создав эти макеты, древние художники, вероятно, делили их на несколько частей, которые затем увеличивали до нужного размера при переносе на местность. Рисунки расположены очень точно, по строгим математическим законам. Например, все стороны фигуры параллельны стороне соседнего изображения. Сегодня уже доказано, что вручную, с помощью довольно примитивных приспособлений, которые были у людей того времени, выдолбить фигуры Наска невозможно. Такие работы повредили бы соседнюю поверхность: появились бы трещины, корки и т. д. Но ничего подобного нет — геоглифы аккуратно вырезаны. Кроме того, при древней технической оснащенности на всю работу пришлось бы потратить более 100 000 лет. Кто и как мог проделать такое, науке неизвестно. Создателями таинственных рисунков принято считать лемурцев — представителей исчезнувшей цивилизации. Лемурия — это некогда обширный континент, который ушел под воду, оставив на поверхности лишь небольшие участки суши. По краям плато современные ученые обнаружили очевидные следы потопа. Сплошную тайну представляют сами рисунки. Что это такое до сих пор точно не знает никто. Существует теория, что геоглифы представляют собой большою звездную карту. Впервые это предположил в 1941 году Пауль Козок. Это теория была развита в работах Марии Райхе, которая изучала плато Наска более 40 лет. По ее мнению, геометрические фигуры показывают положение созвездий, а изображенные животные отражают положения планет. Это значит, что этот район Анд с великолепными мертвыми городами и дорогами, населяла раса, мыслившая планетарными масштабами, то есть цивилизация, которая была хорошо развита. Археолог Хосе Ланчо увидел в таинственных рисунках ни что иное, как гигантскую карту местности, которая вела к жизненно важным местам, например, к подземным источникам воды. Конечно, геоглифы не могли не заинтересовать поклонников уфологии, которые видят в них прямое подтверждение существования инопланетян. По предположениям этих специалистов, рисунки представляют собой разметки для инопланетных кораблей. В подтверждение этой версии уфологи приводят аномалии плато. В частности, в нескольких точках плато Наска стрелки компаса «сходят с ума», а в некоторые дни фотосъемка фигур с воздуха не дает результатов — пленки после проявки покрываются пеленой, даже если снимают одновременно разными камерами. Существует совсем необычная версия. В 1977 году американец Джим Вудман выдвинул собственную оригинальную гипотезу — геоглифы действительно обозначают место для посадки с воздуха, но не для инопланетян, а для людей. Может быть, народ, который расчертил эти линии, изобрел какой-нибудь летающий аппарат, например, что-то наподобие воздушного шара. Иначе как еще можно объяснить то, что эти изображения видны только с большой высоты? Геоглифы признаны исторической ценностью, но какое-то время они находились в опасности. К концу 1980-х годов геоглифы стали известны миру, и в Наску нахлынул поток любопытных. Тревога была обоснованной. Колеса грузовиков и легковых автомашин могли оставить на почве Наски следы, не менее заметные, чем древние чертежи. Приходилось остерегаться и вторжения строителей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка. Сейчас плато тщательно охраняется. К рисункам никого не подпускают близко, на них можно смотреть только с расстояния. Специально создана смотровая площадка, расположенная в горах в 20 километрах севернее геоглифов. Заплатив три доллара, можно забраться наверх и полюбоваться на ближние изображения. С этой площадки хорошо видны 3 самые крупные фигуры. Смотрите также:
|
|
||||||
ВСЕ СТРАНЫ МИРА — Для путешественников, туристов и просто любознательных.
Информация о любой стране мира, основные сведения по географии, природе, истории, культуре, экономике, государственному устройству и вероисповеданию. |